Уроки истории: как немецкая пресса поссорилась со своим героем
Красную площадь после его посадки окрестили «Шереметево-3», рассказывали о новом посте милиции возле ГУМа – «чтоб американская подлодка не всплыла». А 3 августа 1988 года бизнес-салон лайнера Люфтганзы А-300, летевшего из Москвы во Франкфурт-на-Майне, был забит под завязку – главным образом журналистами. Их интересовал один пассажир, только что выпущенный из Лефортова, помилованный Матиас Руст. Представитель желтого журнала Бунте первым делом осведомился у Матиаса, успел ли «купить» его Штерн, и уведомил на этот случай, что в его конверте дойчемарок больше. Командир корабля пригласил «коллегу-пилота» в кабину, показал своё «хозяйство» и уведомил Люфтганзу о вип-пассажире и о толпе журналистов на борту. Во Франкфурте-на-Майне Матиаса поджидало уже около 300 репортёров. Одна журналистка через представителя Люфтганзы передала ему цветы и попросила об интервью. В общем, всё предвещало добрую встречу на родине. Однако именно в этот момент Матиас Руст совершил первую по возвращении ошибку, передав журналистке, что не вышел из заключения, а вернулся к друзьям и не нуждается в цветах. Немотивированно жесткий ответ услышали многие представители прессы – и отношение к «узнику КГБ» и «голубю мира» моментально изменилось.
В общих чертах повторилась история на Красной площади, где свежеприземлившегося Матиаса окружила дружелюбная толпа, кто-то даже преподнес невесть откуда явившиеся хлеб-соль, 15-летний подросток взялся переводить и милиция не проявляла агрессивности. Приехавший в чёрной машине рослый начальник московской милиции тоже выглядел дружелюбно, спросив лишь, где же виза, «чёрт возьми». А потом, конечно, арестовали и посадили. В общем вполне мотивированно: Матиас нарушил весьма строгие предписания Чикагской конвенции 1944 года относительно международных полётов. Кроме того, все осложняла шпионская версия полёта. Он был очень долгим, предполагавшим промежуточную посадку. Вылетел Матиас в рубашке и джинсах, прилетел в лётном комбинезоне. Притом ему всю дорогу удивительно везло.
Засекли Цессну над советским водным пространством на подлёте к Эстонии и присвоили номер 8255. Однако пилот МиГа-23, поднятого в воздух, чтобы разобраться с ситуацией, описал самолет как похожий на Як-12. Военные предположили, что это мог быть самолет аэроклуба. Под Ржевом его спутали с одним из истребителей, участвовавших в местных учениях. Под Торжком накануне произошло воздушное столкновение бомбардировщика Ту-22 и МиГа-25. Там Цессну отождествили с одной из спасательских «вертушек». А над самой Москвой была отключена на плановые работы автоматизированная система управления ПВО. Было и дополнительное везение, за которое четырьмя годами раньше заплатили жизнями 246 пассажиров и 23 члена экипажа южнокорейского Боинга-747, который какой-то параноик, возможно, заподозрил в снятии подробной карты Дальнего Востока – и там же, над Дальним Востоком, несчастный Боинг подбили (история, до сих пор крайне темная со всех сторон). Однако после посадки как на Красной площади, так и во Франкфурте-на-Майне везение Матиаса закончилось. Немецкие СМИ не простили ему того, что посчитали высокомерием по отношению к прессе. У дома его родителей по-прежнему дежурили папарацци, но тон статей о Матиасе после возвращения домой резко изменился. Его стали всё чаще укорять в вольной или невольной провокации «русского медведя», намекали на психическую неуравновешенность. Государство, зависимое от «четвертой власти», отобрало очень дорогую Матиасу пилотскую лицензию. За прессой изменилось и отношение соотечественников. Некоторые стали смотреть на полёт как на проявление непозволительного дружелюбия к «русским», гараж семейства разукрасили граффити «Руст, убирайся в Сибирь!», начались звонки незнакомцев, говоривших о предательстве и угрожавших, проколы покрышек семейного автомобиля, школьная травля брата. Матиас стал ходить с ножом, пресса публиковала странные истории о ранении медсестры, отказавшей ему во взаимности, о кашемировом свитере, украденном им из магазина, женитьбе в США, браке с девушкой из Тринидада, профессиональной игре в покер, куше в $ сотни тысяч, новой женитьбе, увлечении йогой и обучении новообращённых. Мораль? Осторожнее с представителями (и особенно представительницами) «четвертой власти»? Проверяйте факты? Не верьте всему, что написано?.. Или не читайте перед едой советских (немецких, американских, японских, нужное подставить) газет?
В общих чертах повторилась история на Красной площади, где свежеприземлившегося Матиаса окружила дружелюбная толпа, кто-то даже преподнес невесть откуда явившиеся хлеб-соль, 15-летний подросток взялся переводить и милиция не проявляла агрессивности. Приехавший в чёрной машине рослый начальник московской милиции тоже выглядел дружелюбно, спросив лишь, где же виза, «чёрт возьми». А потом, конечно, арестовали и посадили. В общем вполне мотивированно: Матиас нарушил весьма строгие предписания Чикагской конвенции 1944 года относительно международных полётов. Кроме того, все осложняла шпионская версия полёта. Он был очень долгим, предполагавшим промежуточную посадку. Вылетел Матиас в рубашке и джинсах, прилетел в лётном комбинезоне. Притом ему всю дорогу удивительно везло.
Засекли Цессну над советским водным пространством на подлёте к Эстонии и присвоили номер 8255. Однако пилот МиГа-23, поднятого в воздух, чтобы разобраться с ситуацией, описал самолет как похожий на Як-12. Военные предположили, что это мог быть самолет аэроклуба. Под Ржевом его спутали с одним из истребителей, участвовавших в местных учениях. Под Торжком накануне произошло воздушное столкновение бомбардировщика Ту-22 и МиГа-25. Там Цессну отождествили с одной из спасательских «вертушек». А над самой Москвой была отключена на плановые работы автоматизированная система управления ПВО. Было и дополнительное везение, за которое четырьмя годами раньше заплатили жизнями 246 пассажиров и 23 члена экипажа южнокорейского Боинга-747, который какой-то параноик, возможно, заподозрил в снятии подробной карты Дальнего Востока – и там же, над Дальним Востоком, несчастный Боинг подбили (история, до сих пор крайне темная со всех сторон). Однако после посадки как на Красной площади, так и во Франкфурте-на-Майне везение Матиаса закончилось. Немецкие СМИ не простили ему того, что посчитали высокомерием по отношению к прессе. У дома его родителей по-прежнему дежурили папарацци, но тон статей о Матиасе после возвращения домой резко изменился. Его стали всё чаще укорять в вольной или невольной провокации «русского медведя», намекали на психическую неуравновешенность. Государство, зависимое от «четвертой власти», отобрало очень дорогую Матиасу пилотскую лицензию. За прессой изменилось и отношение соотечественников. Некоторые стали смотреть на полёт как на проявление непозволительного дружелюбия к «русским», гараж семейства разукрасили граффити «Руст, убирайся в Сибирь!», начались звонки незнакомцев, говоривших о предательстве и угрожавших, проколы покрышек семейного автомобиля, школьная травля брата. Матиас стал ходить с ножом, пресса публиковала странные истории о ранении медсестры, отказавшей ему во взаимности, о кашемировом свитере, украденном им из магазина, женитьбе в США, браке с девушкой из Тринидада, профессиональной игре в покер, куше в $ сотни тысяч, новой женитьбе, увлечении йогой и обучении новообращённых. Мораль? Осторожнее с представителями (и особенно представительницами) «четвертой власти»? Проверяйте факты? Не верьте всему, что написано?.. Или не читайте перед едой советских (немецких, американских, японских, нужное подставить) газет?
Дата публикации: 2013-04-11
Источник: Эхо планеты
Источник: Эхо планеты